МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
683031 Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса, 27
телефоны: 25 23 62, 25 23 66 (факс) e-mail: muk-musikc-6@pkgo.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»
по учебному предмету
«Степ-чечётка»
Срок реализации 4 года.
Составитель: преподаватель по классу хореографии
«ДМШ №6» Красных Евгения Александровна
г.Петропавловск-Камчатский
2014 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Степ-чечетка» разработана преподавателем ДМШ №6 по классу хореографии Красных Е.А. на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также на основе ранее существующей рабочей программы «Степ- чечетка» (преподаватель Красных Е.А) – г.Петропавловск-Камчатский, 2010г..
Учебный предмет «Степ-чечетка» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения такого жанра хореографии как степ.
Современный темп жизни, необходимость найти общий язык с учащимися подросткового периода, стремление разнообразить повседневный учебный процесс на отделении хореографии детской музыкальной школы, побудили меня обратиться к изучению степ-танца. Степ-танец стоит в ряду других танцевальных стандартов, он доказал свою самодостаточность, ибо универсален по своей природе. Все эти обстоятельства подчеркнули необходимость и актуальность создания образовательной программы по предмету «Степ-чечетка». Данный предмет в учебные планы для хореографических отделений ДШИ и ДМШ ранее не включался.
Появлению данной программы предшествовал тщательный анализ и переработка материала из учебного пособия В.Кирсанова «Примерный учебный план для Российской Академии театрального искусства». Этот материал был адаптирован для изучения предмета «Степ-чечетка» на отделении хореографии ДШИ и ДМШ.
Срок реализации учебного предмета «Степ-чечетка»
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий - 7-8 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Таблица 1
Классы/количество часов
2-5 классы (1-4 год обучения)
Количество часов (общее на 4 года)
Количество часов на аудиторную нагрузку
325
Год обучения
1
2
3
4
Недельная аудиторная нагрузка
1
1
3
3
Таблица 2
Сведения о затратах учебного времени
Классы
2
3
4
5
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
35
35
35
35
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
1
3
3
Общее количество часов на аудиторные занятия
290
Максимальная учебная нагрузка в часах
290
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Степ-чечетка» проводятся в форме групповых занятий (от 11 человек) 1 раз в неделю по 1 часу на первом-втором году обучения (2-3класс), с 3-го года обучения (4 класс) и по четвертый год обучения (5 класс) – 2 раза в неделю по 1,5 часа. Продолжительность урока: на первом году обучения – 35 минут; со второго года обучения – 45 минут.
Цель и задачи учебного предмета «Степ-чечетка»
Целью данной программы является формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству хореографии и предмету «Степ-чечетка» в частности, а также создание стабильного хореографического коллектива.
Задачами настоящей программы являются: сделать доступными занятия степ-танцем широкому кругу детей, побудить учащихся к творческой активности, воспитать художественный и эстетический вкус, развить музыкальный слух и ритм, чувство красоты движения и пластики, артистичность.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 год обучения
(2 класс).
В задачу первого года обучения входит знакомство с основными позициями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов на середине, развитие элементарных навыков координации движений.
Для первого года обучения рекомендуется изучение одинарных ударов. Ознакомление с техникой ударов в такт, из-за такта. В работе используется шесть позиций ног, руки свободны.
Отбиваемый ритмический рисунок должен быть внятным, четким и звучать громко. Поэтому, осваивая каждое движение, необходимо его тщательно отработать, постепенно доводя его до автоматизма.
Когда освоены отдельные из предложенных элементов степа, можно соединить их в маленькие комбинации. При разучивании движений необходимо следить чтобы стопы ног оставались параллельны друг другу, колени держать невыворотно.
Простые удары, необходимые для изучения на 1 году обучения:
1. Теп *
2. Степ-степ-болл
3. Стомп
4. Браш
5. Спенк, браш бэк
6. Хилл
7. Той
8. Хоп
9. Джамп, спринг
10. Диг
11. Стемп
12. Пик ап
13. Ландже
14. Слайд
15. Клеп
16. Снеп
17. Скафф
*Примечание: см. «Словарь основных терминов» в Приложении №1.
Примеры комбинирования ударов:
Движение № 1
Степ-хилл
И.п. VI позиция ног 1т. 4/4
Степ правой ногой, пауза, хилл (п.н.)
1-4 2- и-
Пауза, степ (л.н.), пауза, хилл (л.н.)
-3 и- 4- и-
Вес тела переноситься с ноги на ногу.
Движение №2
Степ-хилл (дубль)
Предыдущее движение, но исполняется в 2 раза быстрее, на 1т. 2/4
Движение №3
Степ-хилл-той
И.п. VI позиция ног исполняется на 2 т. 4/4
Первый такт:
степ (п.н.), хилл (п.н.)
1- и-степ (л.н.), хилл (л.н.)
2- и-
3 и, 4 и - повтор 1 и 2 и
Второй такт:
степ (п.н.), хилл (п.н.)
1- и-
той (л.н.), хилл (п.н.)
2- и-степ (л.н.), хилл (л.н.)
3- и-той (п.н.), хилл (л.н.)
4- и-
Движение №4
И.п. VI позиция ног исполняется на 1 т. 4/4
Степ (п.н.), хилл (п.н.), той (л.н.), хилл(п.н.)1- и- 2- и-
3 и, 4 и - начинать с левой ноги
Движение №5
И.п. VI позиция ног исполняется на 2 т. 4/4
Первый такт:
Браш (п.н.), степ (п.н.), хилл (п.н.)1- и- 2-
и – пауза
3 и, 4 и — движение начинать с л.н.
Второй такт:
Спэнк (п.н.), степ (п.н.), хилл (п.н.), пауза1- и- 2- и-
3 и, 4 и-с л.н.
Движение можно исполнять продвигаясь вперед и назад.
2 год обучения (3 класс)
На втором году обучения следует увеличивать темп исполнения пройденных движений до 1/4 и 1/8. Постепенно менять ритм комбинаций, особое внимание обратить на затактовые дроби. На втором году приступают к изучению двойных ударов (двуолей). Также постепенно увеличивая темп и ритм их исполнения.
Должны быть пройдены следующие движения:
1. Флэп*
2. Слэп
3. Шаффл
4. Скаффл
5. Болл ченч
6. Дрэг
7. Триоль
После прохождения двуолей также необходимо сочетать их друг с другом и с одинарными ударами, создавая небольшие танцевальные комбинации степа-чечетки.
*Примечание:см. «Словарь основных терминов» в Приложении №1.
Примеры комбинирования ударов:
Движение №6
И.п. VI позиция ног исполняется на 2 т. 4/4
Первый такт:
Шаффл (п.н.), степ (п.н.), пауза
1-и 2- и-
Шаффл (п.н.), степ (п.н.), пауза3-и 4- и-
Второй такт:Шаффл (п.н.), хоп (л.н.)
1-и 2-и
Шаффл (п.н.), хоп (л.н.), джамп (с л.н. на п.н.), пауза3- и- 4- и-
Движение №7
И.п. VI позиция ног исполняется на 4 т. 4/4
Первый такт:
Шаффл (п.н.), Шаффл (п.н.), Шаффл (п.н.), Флэп (л.н.)и-1 и-2 и-3 и-4
Второй такт:
Повторить движения с л.н.
3-4 т. повторить движения 1-2т.
Движение №8
И.п. VI позиция ног исполняется на 2 т. 4/4
Первый такт:
Флэп(п.н.), хилл (п.н.), флэп (л.н.), хилл (л.н.)
1- и- 2- и-
Флэп(п.н.), хилл (п.н.), флэп (л.н.), флэп (п.н.)3- и- 4- и-
Второй такт:
Повторить, начиная с л.н.
Комбинировать движения можно на усмотрение педагога.
3 год обучения (4 класс)
На третьем году необходимо изучить тройные и более сложные (4 и более) удары. Проучивать движения сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя.
Должны быть изучены:
1. Чаг*
2. Клик
3. Винг
4. Флеп – хилл
5. Степ — болл ченч
6. Квартоль
7.Триппл.
На этом году танцевальные комбинации (степ-таймы) более увеличены по длительности и могут быть вставлены в различные танцевальные постановки.
Примеры комбинирования ударов:
Движение №9.
И.п. – 6 позиция ног
Исполняется на 1 такт 4/4
Степ(п.н.) – болл ченч (п.н.-л.н.)
1 - и –и
Степ (л.н.) – болл ченч (л.н.-п.н.)
2- и - и
Шаффл (п.н.) – болл ченч (п.н.-л.н.)
3- 4-и
Движение №10.
И.п. – 6 поз.ног. Исполняется на 2 такта 4/4.Исполняя эту комбинацию, надо в каждую четверть музыкального размера сделать 3 удара (триоль).
1 такт
Винг(п.н.) – винг(л.н.) – винг(п.н.) – винг(л.н.)
1 и и 2 и и 3 и и 4 и и
2 такт
Шаффл(п.н.) – хоп(л.н.) – шаффл(п.н.) – хоп(л.н.)
1 и и 2 и и
Шаффл(п.н.) – хоп(л.н.) – шаффл(п.н.) – хоп (л.н.)
3 и и 4 и и
*Примечание: см. «Словарь основных терминов»в Приложении №1
4 год обучения (5 класс)
На четвертом году начинают изучать вращательные движения на месте или с продвижением по диагонали, прямой, на основе проученных движений на всех годах обучения. Вводятся более сложные элементы, исходя из уровня подготовленности учащихся.
Должны быть изучены:
1. Пулл бэк степ*
2. Дубль винг
3. Кремп ролл
4. Квинтоль
5. Дубль пулл бэк
6. Шаффл болл ченч на 1/4 с двух ног
7. Вальсклок
8. Секстоль
9. Шаффл — джамп на 1/8
Начинается знакомство с элементами ирландской джиги, американским степом. Танцовщик должен уметь их отличать.
На основе выученных простых и сложных движений, педагог приступает к обучению учащихся уметь импровизировать на заданную музыку.
К 4 году ученики должны хорошо знать выученные движения, уметь хорошо ориентироваться в выученном материале, самостоятельно составлять степ — таймы по заданию педагога. Наиболее удачно сочиненные комбинации можно включать в танцы.
*Примечание: см. «Словарь основных терминов» в Приложении №1.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Степ-чечетка», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Степ-чечетка" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 2
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;
2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете (экзамене);
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
На начальном этапе (I год) на середине зала на специальной поверхности (это может быть фанера 10 мм толщины) ученики знакомятся с принятыми в степ-танце позициями рук и ног, осваиваются простейшие координации. Отсутствие технической сложности, больших нагрузок дает педагогу возможность в этих условиях уделить главное внимание культуре исполнения.
Первое, что должен уметь начинающий степ-танцовщик - это уметь отделить подушечку стопы от пятки. Поэтому, начинать учить необходимо с умения ритмично ходить, несколько неестественно ступая подушечками ног, т.е. на полупальцы. Для степ-танцев очень важно чувство ритма. Поэтому уже на первых занятиях нужно менять и темп и ритмический рисунок музыкального сопровождения. Не менее важно также умение координировать движения ног, корпуса и рук. Поэтому при тренировке шагов на полупальцах нельзя концентрировать внимание исключительно на работе ног. Корпус следует держать прямо, но не напряженно, а естественно, плечи не поднимать, руками не раскачивать, а чуть присогнуть в локтях и свободно двигать ими, как при обычных шагах. Для того, чтобы движения исполнялись органично, мускулы тела не должны быть чрезмерно напряжены. Все это позволит при изучении, а потом и при исполнении движения овладеть стилем степ.
В процессе освоения материала-программы, педагог должен строго соблюдать принцип «от простого к сложному». На базе тех навыков и умений которые формируются на первом году обучения, на втором году педагог начинает проходить сдвоенные удары, освоив которые, ученики приступают к их совершенствованию с применением на первых порах несложных комбинаций.
Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течении всего периода обучения производится постепенно и планомерно; усложнение темпа и ритма; введение новых технических приемов; танцевальных степ-таймов (этюд-комбинация) должны быть также подготовлены всем предыдущим ходом обучения. Особое внимание следует уделить такому немаловажному фактору, как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для усвоения танцевальной техники степа, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов во время занятий, необходимость преодолевать большое сценическое пространство.
Для улучшения качества работы по данной программе, используются следующие приемы и методы обучения:
• метод показа педагогом движений и комбинаций;
• оперативный комментарий и пояснение;
• самоконтроль действий обучающихся;
• просмотр видеоматериала и анализ увиденного.
Помимо соответствующих пояснений задач каждого года обучения, в каждом разделе имеются сведения о принципах использования предлагаемого материала и соответствующие методические указания.
В конце каждого года обучения проводятся переводные контрольные уроки, по окончании полного курса обучения – экзамен.
Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий – урок. Могут использоваться и другие формы занятий, например, индивидуальные, в зависимости от места занятия в системе:
• Групповые занятия рассчитаны на основную массу обучающихся, т.к. дети осваивают изучаемый материал, отрабатывают общие для всех движения и комбинации, проходят отработку данного материала под руководством преподавателя.
• Индивидуальные занятия проводятся с целью улучшения техники исполнения учащихся.
• Коллективные занятия (сценическая практика) проводится с целью постановки танцевальных номеров и их отработка.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шереметьевская Н. Прогулка в ритмах степа. М. Печатное дело. 1996
2. Кирсанов В. Школа степа. Советский балет. М. 1991 №1,2,3,4,5,6
3. Медведева С.Музыка ног. М. 2003
4. Шереметьевская Н..Кирсанов В. Степ – это чечетка. М., Молодежная эстрада, 2002.
5. Ханиш М. О песнях под дождем. М., Радуга, 1984.
Приложение №1
Словарь основных терминов
Простые удары
English
Русский
Перевод
Описание
Тар
Ten
Удар, касание
Простой одинарный удар (звук), происходящий от прикосновения подушечки ноги сверху к полу, затем ее следует поднять. Пятка не касается пола. Вес тела остается на другой, опорной ноге.
Step, Step-ball
Степ, степ-
болл
Шаг
Простой одинарный удар (звук), происходящий при опускании подушечки ноги сверху на пол, с переносом веса тела. Пятка не касается пола. Может быть сделан одновременно с шагом на месте, вперед, назад или в сторону.
Clap
Клап
Хлопок
Удар в ладоши.
Snap
Снэп
Щелчек
Щелчек пальцами.
Stomp
Стомп
Топот
Простой одинарный звук, происходящий от прикосновения всей плоскости стопы к полу без переноса на нее веса тела.
Stamp
Стэмп
Штамп
Простой одинарный звук, происходящий от прикосновения всей плоскости стопы к полу. Вес тела переносится на работающую ногу.
Brush
Браш
Щетка-метла, отмахнуться
Простой одинарный удар, происходящий от удара носка ноги об пол при раскачивании ноги вперед. Пятка не касается пола. В конце движения нога остается поднята над полом, вес тела остается на опорной ноге.
Spank, brush back
Спенк, браш бэк
Шлепок, щетка назад
Простой одинарный удар от шлепка подушечки об пол во время движения ноги назад. В конце движения нога поднята над полом.
Scuff
Скафф
Волочить
Простой одинарный удар от прикосновения пятки к полу во время движения ноги вперед. В конце движения нога поднята над полом.
Hell
Хил
Пятка
Простой удар происходящий от опускания пятки на пол.
Toe
Той
Носок
Простой удар при опускании носка на пол. Вес тела остается на другой опорной ноге.
Hop
Хоп
Подпрыгнуть
Простой одинарный удар. Подпрыгнуть и приземлиться на ту же ногу.
Jump, spring
Джамп, спринг
Прыжок
Простой одинарный звук происходящий от касания подушечкой пола при перепрыгивании с одной ноги на другую.
Dig
Диг
Тыкать, толкать
Сильный удар пяткой в пол. Начальная позиция - нога приподнята от колена.
Pick up
Пик an
Поднимать, подбирать
Браш наверх. Выполнить браш, поднять колено.
Lunge
Ландж
Выпад
Простой звук, производимый всей плоскостью стопы при наступании на согнутую ногу с переносом на нее веса. Выполняется назад или в сторону.
Slide
Слайд
Скользить
Скольжение стопой по полу.
Двойные удары
English
Русский
Перевод
Описание
Slap
Слэп
Шлепок, пощечина
Выполняется также как флэп, но после удара нога отрывается от пола.
Shuffle
Шаффл
Шарканье
Двойной удар, происходящий от прикосновения носка ноги к полу при раскачивании ноги сначала вперед а затем назад (передний), или в сторону и обратно (задний шаффл). В конце движения нога поднята над полом.
Scuffle
Скаффл
Шаркать, волочить
Принцип тот же, что и шаффл, но пола касается сначала носок, затем пятка по направлению от себя, и пятка, затем носок по направлению к себе. Вес тела остается на другой, опорной ноге.
Click
Клик
Прищелкнуть
Стукнуть носками друг об друга, стоя на пятках, или пятками, стоя на носках – «прищелкнуть каблуками»...
Flap
Флэп, флап
Хлопок, шлепок
Двойной удар от легкого прикосновения носка к полу во время движения ноги вперед, затем прижать подушечку той же ноги к полу.
Ball change
Болл ченч
Перемена ног
Двойной удар, производимый подушечками ног при смене с одной ноги на другую.
Pull-back step
Пулл бэк степ
Оттягивать, отступать
Двойной удар, происходящий от прикосновения подушечки ноги к полу и затем приземления на нее же. Движение делается в прыжке с "отходом" и "приходом" на одну и ту же ногу.
Chug
Чаг
Пыхтение
Скользящий удар, происходящийот прикосновения подушечки ногик полу, как бы со вздрагиванием иодновременным скольжением вперед. Пятка той же ноги опускается на пол.
Сложные (более трех звуков) удары
English
Русский
Перевод
Описание
Double pull back
Дубль пуллбек
Двойное
оттягивание
назад
Четыре удара прикосновения одной ноги к назад), затем другой ноги к приземления на одной, и далее другой ноги. Движение выполняется в прыжке назад.
Wing
Винг
Крыло
Тройной удар (звук) отприкосновения подушечки ноги при раскачивании ноги в сторону от себя, затем к себе и приземления на подушечку той же ноги. Вес тела остается на другой, опорной ноге.
Double wing
Дабл винг
Двойное
крыло,
крылья
Предыдущее движение исполнить с двух с переносом веса тела на "исполняющую" ногу.
Cramp roll
Кремп-ролл
Судорожное вращение
Четыре удара (звука), происходящие от прикосновения к полу сначалаподушечки одной ноги, затемподушечки другой; далее пятки одной ноги и затем пятки другой. Движение можно делать вращаясь на месте, двигаясь в стороны, по кругу. Первый удар производится в направлении движения.
Flap heel
Флеп Хилл
Шлепок пятка
Тройной удар, происходящий от легкого прикосновения носка ноги к полу во время движения ноги вперед, затем при опускании на подушечку той же ноги и далее при опускании на пятку той же ноги.
Step ball change
Степ болл ченч
Шаг
перемена
ног
Тройной удар, происходящий от наступания на подушечку ноги с переносом на нее веса и затем перемена ног – на полупальцах.
Shuffle
ball
change
Шаффл болл ченч
Шарканье и
перемена
ног
Четыре удара, происходящие от прикосновения подушечки ноги к полу при раскачивании сначала вперед, затем назад, затем подушечка той же ноги опускается на пол и подушечка другой ноги сменяет первую.
Walzclogg
Вальсклок
Вальс
Движение из пяти ударов. Выполняется на три четверти. На "раз" выполняется степ, на "и два и три" выполняется шаффл болл ченч со свободной ноги.